Авторская съемка в "Социализме" перемежается фрагментами
хроники и киноклассики
В этом году официальная
программа Каннского фестиваля составлена таким причудливым образом, что в
параллельном конкурсе "Особый взгляд", куда обычно приглашают дебюты,
эксперименты и более камерные проекты, показывают фильмы классиков и
патриархов.
На приз "Особого взгляда" претендует столетний
Мануэль ди Оливейра, чья сюрреалистическая новелла "Странный случай
Анжелики" была показана в начале программы, а соперничает с Оливейрой
изобретатель "новой волны" Жан-Люк Годар.
Очевидно, что живые классики Оливейра и Годар не
нуждаются в призах для подтверджения своего статуса, а фильмы их
настолько выдаются из общего контекста, что можно только посочувствовать
председателю жюри "Особого взгляда" Клер Дени, которой приходится
"судить" их наряду с остальными участниками программы.
"Греческие проблемы" Годара
Премьера "Социализма" Годара началась со
скандала. Вернее, с сенсации – режиссер, которого ждали тысячи
поклонников на бульваре Круазетт, в последний момент отказался приехать
на фестиваль.
Жан-Люк Годар:
Идеи разделяют нас, а мечты делают нас ближе
Газета "Либерасьон" опубликовала записку,
отправленную Годаром директору фестиваля Тьери Фремо и, как утверждает
газета, написанную от руки.
В записке сказано буквально следующее: "Ввиду
проблем греческого типа, я не смогу быть вашим должником в Каннах. С
фестивалем я пойду до самой смерти, но ни шагу более. С дружеским
приветом. Жан-Люк Годар". Также, по слухам, к записке был приложен
портрет японского режиссера Одзу. Что имелось в виду под "проблемами
греческого типа" остается загадкой – некоторые полагают, что Годар
ссылался на финансовые неурядицы.
Загадочная записка могла бы служить эпиграфом к
философскому манифесту французского киноклассика, снятому в
постдокументальной манере цифровой камерой и предлагающему взгляд
европейца на все актуальные мировые проблемы сразу. Фильм идет на двух
языках – французском и английском.
Французский звучит, а английский напечатан в
субтитрах в новом уникальном формате: вместо традиционного дословного
перевода Годар предлагает концептуальные тексты – смысловые выжимки из
французских диалогов, дающие лишь общее представление о том, что говорят
персонажи.
Таким образом смысл "Социализма" расщепляется на
изобразительный и звуковой, и зрителю, не владеющему французским
языком, вряд ли удастся оценить фантастический коллаж цитат из Дерриды,
Сартра, Беньямина, Маркса, Бергсона, Арагона и остальных культурных
идеологов XX века.
Изображение в "Социализме" тоже построено по
принципу коллажа: авторская съемка перемежается фрагментами хроники и
киноклассики: от "Броненосца Потемкина" до ранних фильмов самого Годара.
"Кино не в фильме"
"Социализм" разделен на три главы. В "Вещах"
Годар наблюдает за пассажирами на лайнере, совершающем круиз по
Средиземному морю; в "Куда идешь, Европа?" брат и сестра устраивают
гражданский суд над родителями, бомбардируя их вопросами типа "что такое
свобода, равенство и братство?"; в "Гуманитарном мире" режиссер
обращается к шести географическим очагам культуры: Египту, Палестине,
Элладе, Неаполю, Барселоне и Одессе.
Герою Хавьера Бардема открываются пророческие истины
"Идеи разделяют нас, а мечты делают нас ближе," -
утверждает Жан-Люк Годар. Его "Социализм" кажется воплощенной мечтой
идеолога, использующего визуальный материал как сырье для философского
послания. Можно предположить, что смысл этого послания в ближайшем
будущем будет проанализирован и интерпретирован сотнями искусствоведов.
Сегодня же выходившие с Каннской премьеры
кинокритики лишь почесывали в затылках и потирали лбы... "Кино
содержится не только в фильмах," - афористично заметил мэтр Годар в
недавнем интервью.
Иньярриту показал чрево Барселоны
Между тем, в главном конкурсе фестиваля прошла
премьера ленты Алехандро Гонсалеса Иньярриту "Прикрасно". Культовый
мексиканец, получивший в 2006 году в Канне звание лучшего режиссера за
фильм "Вавилон", продолжает винить капитализм во всех проблемах
западного общества.
Герой фильма, каталонец Аксбаль - эту роль
исполнил Хавьер Бардем - ведет бизнес с китайскими и африканскими
мафиози, поставляющими в Барселону гастарбайтеров и нелегалов. Семья
Аксбаля пострадала от режима Франко, а сам он, хоть и зарабатывает на
жизнь эксплуатацией чернокожих и китайцев, оказывается очень совестливым
человеком и прекрасным отцом, оспаривающим право опеки над детьми у
своей сумасшедшей жены-проститутки. К тому же у Аксбаля есть дар общения
с душами умерших, и когда сам он оказывается на смертном одре, ему
открываются пророческие истины.
Новая работа Иньярриту представляет из себя
эклектичный сплав из либерально-христианского догматизма и
псевдоавторского кинематографа и, очевидно, претендует на широкий
мировой прокат.
"Я хотел запечатлеть простое выражение сложной
экзистенции, - говорит Алехандро Гонсалес Иньярриту. - После работы над
"Вавилоном" я так устал, что шутил, что сделаю свой следующий фильм
только с одним главным героем, в одном единственном городе, с линейной
манерой повествования и на моем родном языке... И вот – я сделал, что
обещал!" - комментирует "Прикрасно" режиссер Алехандро Иньярриту.